В Ставрополе выступил музыкант с мировым именем, человек-оркестр Давид Голощёкин и его джаз-квартет

В 1950 году у шестилетнего Давида Голощекина обнаружили абсолютный слух и приняли в спецшколу при Ленинградской консерватории. А через несколько лет едва не выставили за дверь: парнишка на переменках втихую играл джаз. И это в то время, когда в цэковской «Правде» под заголовком «Сегодня он любит джаз, а завтра Родину продаст» вышла передовица с призывом предать «стыду и поруганию поклонников попугайского стиля и музыки толстых», «найти идейных отщепенцев и вернуть их на путь к светлому будущему».
С Голощекиным трюк не прошел - «не вернули»: в семнадцать он впервые вышел на сцену на Таллинском фестивале джаза и с тех пор, вот уже более 55 лет, говорит со слушателем на этом универсальном языке свободы.

Легендарный джазмен в совершенстве владеет семью инструментами. Три из них - флюгельгорн, скрипку и вибрафон - он привез на выступление в Ставрополь. Кстати, в мире всего несколько музыкантов играют джаз на скрипке: этот инструмент создан для Баха, Моцарта, Чайковского, но никак не для раскованных свинговых композиций. Сам Давид Семенович признается, что, получив диплом, забросил скрипку на шкаф, а когда достал снова, «укрощал» еще несколько десятилетий.

Вместе с мэтром на вечере джаза в Ставропольской филармонии играли пианист Алексей Подымкин, барабанщик Игорь Игнатов и контрабасист Григорий Зайцев. И это был не просто концерт, а почти театральное действо, режиссировал которое прямо по ходу игры сам маэстро - направлял ансамбль, распределял роли, соло, паузы и даже смех в зале.

У джазменов нет программы выступления, порой они решают, что будут играть, за пять минут до выхода на сцену. Ведь главное в джазе - импровизация. В ней - залог вечной молодости этого удивительного стиля, совместившего несовместимое: африканские ритмы и хоровое пение протестантских церквей, американскую эстраду и обрядовые песнопения, звуки и мелодии едва ли не со всех уголков планеты.

Жизнерадостность, легкость, расслабленность и ощущение свободы, создаваемое особым ритмом (свингом), - вот чем покоряет поклонников джаз. Кажется, даже инструменты пританцовывают в руках музыкантов, наигрывающих чудесные мелодии. Артисты подхватывает «эстафетную палочку», поддразнивают, пародируют друг друга. И драматургом действа выступает человек-оркестр, легенда джаза Давид Голощекин.

Музыковед Аркадий Петров говорит об этой стороне его таланта: «На вечерах Голощекина между исполнителями и слушателями всегда возникает обратная связь. Он как бы стремится показать не результат, а сам процесс творчества, рождение джазовой композиции сейчас и здесь, на глазах публики».

Свидетелями этого чуда стали и ставропольские зрители. Зал, а особенно молодежь на балконах, эмоционально отзывался на солирующие голоса артистов и на байки в исполнении ведущего. «Спасибо! Вы тонкие слушатели с хорошим чувством юмора», - благодарил публику музыкант.

Давид Голощекин выступил на Ставрополье не первый раз - он уже был в крае... 50 лет тому назад! В оттепельные 60-е молодой джазмен выступал в Невинномысске, бывшем в ту пору ударной комсомольской стройкой.

«Будущий город химиков отличался прогрессивностью, еще бы - столько молодежи: на всесоюзную стройку приехали тысячи комсомольцев со всей страны! Так что даже в Ставрополь не привозили тех артистов, которые выступали в Невинке, - рассказывает ставропольчанка Татьяна Тартышева. - Джаз был популярен, в городе играли свои хорошие джазовые коллективы. Стоит ли говорить, что на концерте Голощекина зал был забит под завязку?! Для нас это была музыка свободы, юности, радости».

«Наша база - шестидесятники, это истинные фаны, которые с юности с нами», - сказал в одном из интервью Давид Семенович. Может, потому атмосфера на вечере была такой теплой, родственной?

Сыграв на бис, приняв цветы и аплодисменты слушателей, маэстро попрощался с публикой. И обещал вернуться... еще через 50 лет.

Фатима МАГУЛАЕВА