Рандеву на гребне музыкальной волны

В нынешнем сезоне творческий штат Ставропольской государственной филармонии пополнили высокопрофессиональные специалисты - выпускники Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Юрий и Анжелика Михайленко.

Анжелика Козедуб

 

Хорошо помню тот день десятилетней давности, когда коллега - преподаватель детской школы искусств №2 по классу фортепиано Н.Н. Илюшко привела ко мне в класс свою ученицу Анжелику Козедуб с пожеланием создать ученический камерный ансамбль. Тоненькая русоволосая девочка с огромными глазами поражала музыкальностью, работоспособностью, пытливостью и воспитанностью - качествами, которые столь необходимы для музыканта. Вскоре в школе появился ансамбль - Анжелика Козедуб и скрипач Константин Погуляев. Ребята с удовольствием вместе музицировали, участвовали в концертах и различных конкурсах, где их неизменно отмечали в числе победителей. Так в мою жизнь вошла Анжелика.

Родители девочки в детстве не получили музыкального образования и свою мечту воплотили в дочери, определив ее в ДШИ №2 к известному педагогу Н.Н. Илюшко, которая открыла перед девочкой огромный мир музыки во всех её гранях - классика, джаз, камерный ансамбль. Прилежная ученица радовала успехами на сцене, участием в концертах и конкурсах. Преподаватель по сольфеджио О.Л. Богданова также отмечала отличные природные данные ученицы и советовала ей по окончании школы поступать в колледж искусств на теоретическое отделение.

Получив школьное свидетельство с отличием, Анжелика продолжила обучение в СККИ. Её руководителем стала заслуженный работник культуры России, член Союза композиторов РФ замечательный педагог Г.Г. Зайцева, которая, оценив работоспособность и природуные данные ученицы, поставила перед ней высокую цель - дальнейшее обучение в Московской консерватории. Красный диплом колледжа дал ей право на поступление в лучший музыкальный вуз страны.

Москва! Мечта сбылась! Анжелика успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой Московской консерватории. Её учили знаменитые профессора И.К.Кузнецов и В.Н.Холопова, которые радовались усердию и успехам ученицы. Будучи студенткой, Анжелика была принята на работу в концертный отдел консерватории на должность специалиста по связям с общественностью. В качестве музыковеда с успехом вела концерты в Рахманиновском зале. Консерватория дала Анжелике не только фундаментальные знания, но и подарила встречу с будущей «половинкой» - Юрием Михайленко. Познакомившись на первой консультации перед вступительными экзаменами, они уже не расставались до самой свадьбы.

Сейчас Анжелика работает в Ставропольской государственной филармонии специалистом по связям с общественностью. С её приходом эта сфера деятельности филармонии заметно оживилась. Дипломатичность, грамотность, обаяние очень располагают к ней собеседников. На днях состоялся дебют Анжелики Михайленко в качестве музыковеда. Она достойно провела сольный концерт Елены Тонких, сумев в кратких интересных аннотациях настроить слушателей на волну каждого исполняемого произведения. Красивый тембр голоса, тонкий вкус, изящная фигура, изысканная манера поведения на сцене гармонично сочетаются в музыковеде А. Михайленко. Не забыла Анжелика и родную музыкальную школу, которая приветливо встретила свою выпускницу в качестве преподавателя уроков сольфеджио и музыкальной литературы.

Юрий Михайленко

Дирижёрский дебют Юрия Михайленко на сцене Ставропольской государственной филармонии состоялся в 2015 году. Тогда директор Лариса Конева пригласила студента 4-го курса Московской консерватории продирижировать концертом, на котором публика впервые оценила аплодисментами успех молодого дирижёра, особенно выделив его интерпретацию произведения К. Сен-Санса «Пляска смерти».

Юрий, как и Анжелика,  первый музыкант в семье. С малых лет он знал все марки самолётов и с помощью мамы - инженера-авиаконструктора делал летающие модели. Но однажды, увидев на экране телевизора симфонический оркестр и стоящего перед ним человека с палочкой, он твёрдо заявил, что будет дирижёром. В устах пятилетнего ребёнка такая заявка звучала смешно, но настойчивое внимание малыша к музыкальным программам, в которых участвовал симфонический оркестр, и подражание дирижёрским жестам не остались без внимания. Он стал учеником фортепианного отделения Таганрогской музыкальной школы, которую окончил с отличием. В колледж искусств он поступил на теоретическое отделение, чтобы получить фундаментальные основы сольфеджио, гармонии, инструментоведения, истории музыки - предметов, знание которых необходимо для будущего дирижёра. Красный диплом колледжа стал итогом тщательной скрупулёзной работы для достижения главной цели - учёбе в Московской консерватории.

Должна отметить, что на результат вступительных экзаменов в этот вуз не влияет ЕГЭ. Абитуриенты лично сдают экзамены по профилирующим предметам (сольфеджио, гармония, игра на инструменте) и только лучшие из лучших становятся студентами. В Москву штурмовать музыкальный олимп приезжают тысячи желающих, а поступают в консерваторию - единицы. Имея абсолютный слух и отличную базу знаний, Юрий был принят на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс народного артиста РФ профессора В.К. Полянского.

Консерваторские годы многому научили Юрия. Присутствие на репетициях знаменитых дирижёров Риккардо Мутти и Клаудио Аббадо дало понимание необходимости высокой культуры музыкальной речи и безупречной интонации оркестра. Мастер-класс во Флоренции соединил в нём отточенную технику и творческую свободу - важные слагаемые успеха дирижёра. Выступая с консерваторским симфоническим оркестром, с успехом дирижировал Симфонией №1 И. Брамса. Огромную пользу в становлении начинающего музыканта принесла совместная работа с артистами Берлинской филармонии из оркестра великого Г. Караяна и ансамблем американского университета «Вандербит». Будучи студентом 5-гокурса консерватории, Юрий работал ассистентом-стажёром в государственном симфоническом оркестре Татарстана под руководством главного дирижёра народного артиста РФ А.В. Сладковского. После окончания консерватории Анжелика предложила Юрию поехать в родной Ставрополь.

 Первые успехи на сцене Ставропольской филармонии

В этом сезоне Юрий Михайленко много раз выходил с оркестром на сцену, но сегодня хочется вспомнить те серьёзные программы, в которых он проявил себя тонким интерпретатором классической музыки - огромного мира, куда можно погрузиться со своими радостями и печалями, желаниями и надеждами. Великий К.С. Станиславский сказал: «Есть искусство переживания и есть искусство представления». Нет сомнения, что музыка для Юрия Михайленко - искусство переживания. Слушатели убедились в этом на концерте из произведений Ф. Мендельсона, где оркестр чутко реагировал на точные жесты дирижёра и демонстрировал стройное изящество фразировки. А в работе со звёздами мировой оперной сцены - Вероникой Джиоевой, Алексеем Татаринцевым и Еленой Терентьевой он показал умение организовать диалог между вокалистом и оркестром, быть надёжным связующим «мостиком». С большим успехом прошёл концерт солиста филармонии лауреата международных конкурсов Юрия Беляева. И в этом большая заслуга дирижёра Юрия Михайленко. Публика полюбила молодого дирижёра и щедро одаривает его искусство аплодисментами и аншлагами.

Дирижер - труднейшая профессия

Настоящий дирижёр - это не просто музыкант-исполнитель. Безусловно, он должен обладать выразительной и точной мануальной техникой, кроме этого, быть педагогом и психологом, исследователем и даже... экстрасенсом. Дирижёр обязан досконально разбираться в оркестровой «кухне» - подбор репертуара, специфика всех инструментов, технология репетиционной работы, штрихи, артикуляция и многое другое, о чём зритель в зале даже не догадывается. В профессиональном оркестре с высоким уровнем музыкантов дирижёр, как правило, не занимается проблемами чистоты интонации и ансамблем. Ему достаточно выразительным жестом показать интерпретацию художественного образа, который уверенно «считывается» музыкантами. К сожалению, далеко не все провинциальные оркестры соответствуют такому уровню, и тогда дирижёру приходится заниматься «черновой работой», приводя оркестр к знаменателю приличного звучания.

В одном интервью Юрий Башмет сказал: «Оркестр - это учебник жизни, который надо изучать всю жизнь!». Золотые слова! Лучше не скажешь. И читать его необходимо всем действующим лицам, чтобы понять, что этическое начало выше эстетического, а музыкантская совесть не должна позволять быть безразличным к своей профессии.

Итак, состоялось рандеву на гребне первой музыкальной волны с молодыми талантливым музыкантами Анжеликой и Юрием Михайленко, которые начинают свой творческий путь в нашем замечательном городе. Хочется пожелать, чтобы каждая последующая волна в безбрежном океане музыки была выше и приносила сценический успех, радость общения с благодарной публикой, цветы и аплодисменты.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.