Это совместный проект Ставропольской государственной филармонии и Ставропольского музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. На открытии «Музыкального салона у Смирновых» 21 мая публике была представлена новая программа «Романсы губернского города С», посвященная истокам профессиональной музыкальной культуры Ставрополя.

В исполнении солистов Ставропольской государственной филармонии лауреата международного конкурса Ольги Козыревой (фортепиано), Марины Сивцовой (сопрано), Алины Соценко (сопрано) и почетного деятеля искусств Ставропольского края Сергея Захарченко (баритон) прозвучали произведения выдающихся русских композиторов XIX века: Александра Гурилева, Александра Варламова и Александра Алябьева.

Первый концерт проекта посвящен 120-летию Ставропольской государственной филармонии и еще одной крупной дате нынешнего года – 235-летию со дня рождения прославленного русского композитора Александра Алябьева, биография которого связана со Ставрополем.

Рассказ о нем автора проекта – музыковеда Татьяны Диевой произвел большое впечатление на публику в «Музыкальном салоне Смирновых». Ведь до сих пор многие слушатели имели весьма ограниченное представление о жизни композитора. В основном его знают как автора знаменитого романса «Соловей» на стихи Антона Дельвига, и всё…

Ставропольские страницы биографии композитора Александра Алябьева музыковед Татьяна Диева открыла благодаря документальным, литературным и краеведческим источникам, которые изучала в краевой научной библиотеке имени М. Лермонтова и на интернет-ресурсах.

– Я и прежде знала из книг Германа Беликова, что Алябьев был в Ставрополе, но не представляла, что он жил здесь столько времени, – рассказала Татьяна. – Александр Алябьев принадлежит к числу самых известных композиторов первой половины ХIХ века. Родился в дворянской семье (отец его был губернатором Тобольска), получил хорошее образование и был принят на государственную службу в Санкт-Петербурге. Александр Алябьев участвовал в сражениях Отечественной войны 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. При взятии Дрездена, организованном известным поэтом Денисом Давыдовым, был ранен, но снова вернулся в строй и с русскими войсками вошел в Париж. Войну Александр Алябьев окончил в чине ротмистра и к 1823 году дослужился до подполковника. Такой вот послужной список имел известный музыкант, произведение которого «Торжество муз» было исполнено в 1825 году на открытии нового здания Большого театра в Москве.

– Но как Алябьев оказался на Кавказе?

– В том же роковом в истории России 1825 году в жизни композитора случилось трагическое событие: Александр Алябьев был осужден по ложному обвинению в убийстве помещика Т. Времева, лишён всех прав и дворянского звания и сослан в Сибирь. Следствие не нашло доказательств его вины в смерти помещика, скончавшегося, по заключению медиков, от апоплексического удара. Однако поводом для сурового приговора, по-видимому, была близость Алябьева к декабристам. Император Николай I отклонил ходатайства близких о смягчении участи композитора, героя войн, удостоенного орденов Святой Анны и Святого Владимира, которыми он был награжден за личную храбрость в бою. В 1828 году Александра Алябьева выслали в Тобольск, где он стал активно заниматься творчеством. Организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», выступал с концертами как пианист и дирижер.

Однако, по словам композитора, вследствие пребывания «под арестом в полицейском доме, в самой сырой комнате» у него развился ревматизм и стала прогрессировать болезнь глаз. В то время о целебной силе минеральных вод Кавказа ходили легенды. Екатерина Александровна, сестра Алябьева, и Иван Вельяминов, брат генерал-лейтенанта Алексея Вельяминова, для лечения выхлопотали композитору поездку на Кавказ.

– Это была его первая поездка на Воды?

– Нет, композитор впервые побывал на Северном Кавказе в 1816 году. «Александр Александрович, тогда еще поручик гвардейского конно-егерского полка, получил бессрочный отпуск «для излечения болезни к Минеральным Водам», – пишет в своей книге «Алябьев в изгнании» известный советский искусствовед Борис Штейнпресс. – К сожалению, никаких сведений об этой поездке до нас не дошло. И в творчестве своем композитор успел уже соприкоснуться с темой Кавказа. В 20-е годы появилась его известная «Черкесская песня» («В реке бежит гремучий вал») на слова из пушкинского «Кавказского пленника».

– Вернемся к Ставрополю в биографии Алябьева. Известно ли, когда он приехал в наш город и место, где останавливался?

– В феврале 1832 года Александр Алябьев прибыл в Ставрополь. Адрес дома на Воробьевке, где он жил, краевед Герман Беликов указывает на современной улице Дзержинского под номером 189. Это буквально в двух шагах от того дома на бывшей 1-й Воробьевской улице, где в 1840-1841 годах бывал поручик Михаил Лермонтов. Думаю, что такие исторические места в нашем городе должны быть обозначены мемориальными досками.

– Абсолютно с вами согласна. А что еще известно о пребывании Александра Алябьева в Ставрополе во время ссылки?

– Сведений очень мало. Из краеведческой литературы следует, что здесь он нес послушание регента в Свято-Троицком соборе. В епархии не сохранилось архивов того времени, в которых мы могли бы найти подтверждение этого факта. Остается надежда, что где-то еще есть документальные источники, проливающие свет на «ставропольский период» в биографии Алябьева, и они рано или поздно будут нам открыты.

В общей сложности на Северном Кавказе композитор провел год и семь месяцев. В Ставрополь он приезжал на зиму и находился здесь до начала курортного сезона. То время можно считать началом развития профессиональной музыкальной культуры нашего города.

В книге «Облик старого Ставрополя» Германа Беликова и Сергея Савенко сказано: «В комнатах дома на Воробьёвке композитор исполнял для гостей старые и новые работы. По сути, дом Алябьева стал своеобразным первым в истории Ставрополя музыкальным салоном. В это же время были написаны романсы «Узник» на стихи А.С. Пушкина, «Сижу на береге потока» на стихи Д.В. Давыдова. Тогда же, по просьбе общественности, организует казачий духовой оркестр, впервые исполнивший его «Французскую кадриль из азиатских песен». Здесь же были впервые исполнены две его «Кавказские мазурки», вошедшие в сборник «Подарок любителям танца». Последней работой композитора стал романс на слова М.Ю. Лермонтова «Черкесская песня».

В это время Александр Алябьев называл себя «кавказским певцом». Он первым открыл России музыку кавказских народов. Сочинял на эти темы. В его произведениях можно найти много кавказских мотивов.

– Стало быть, в целом пребывание в наших местах плодотворно отразилось на творчестве композитора?

– Да, вполне. Следует отдельно сказать о его встрече на Кавказских Водах с Екатериной Офросимовой, в которую он был прежде влюблен. Во время летнего курортного сезона 1832 года они увиделись вновь. Композитор посвятил Екатерине Александровне несколько романсов. И, по мнению большинства музыковедов, в первую очередь это знаменитый «Соловей» на стихи Антона Дельвига, написанный в первый год ссылки. Уже в наше время искусствоведы из Домика А. Алябьева в Пятигорске нашли романс «Тайна», который многие десятилетия считался утерянным.

– На открытии «Музыкального салона у Смирновых» ваш рассказ об отношениях Александра Алябьева и Екатерины Офросимовой произвел большое впечатление на слушателей.

– История их любви чрезвычайно романтична. Композитор увидел молодую девушку Екатерину Римскую-Корсакову на новогоднем балу и влюбился в нее с первого взгляда, но объясниться не успел. Ее образ он много лет хранил в своем сердце. Когда они встретились на Водах, Екатерина Александровна была замужем за полковником Андреем Офросимовым, кстати, ровесником Алябьева. В 1840 году Александр Александрович не стал больше испытывать судьбу и сделал предложение овдовевшей Екатерине Александровне. На момент их венчания композитору было 53 года, а его музе – 37. Они были вместе еще 11 лет, до самой смерти Алябьева…

– Итак, первый вечер в «Музыкальном салоне Смирновых» был овеян музыкальной романтикой XIX века. Когда ждать следующей встречи в старинной усадьбе и чему она будет посвящена?

– Программа следующей музыкальной встречи, которая назначена на 25 июня, называется «Флирт цветов». Она будет посвящена салонным играм и развлечениям XIX века. Прозвучат фортепианные пьесы и романсы русских и европейских композиторов в исполнении солистов филармонии, которых публика горячо принимала в этот раз: Марины Сивцовой, Алины Соценко, Ольги Козыревой и Сергея Захарченко. А я в своем рассказе раскрою некоторые тайны принятого в те времена общения на языке роз, фиалок, ландышей и других чудесных растений, дарованных нам природой.

(газета «ВЕЧЕРНИЙ СТАВРОПОЛЬ»)